Загрузка
Москва, МО, г. Химки, ул. Репина, 2/27
Показать на карте »
+7 (495) 797 2726

Волшебный замок на холме. «Паркет. Напольные покрытия», №1, 2008

Об объекта подробнее

Большую часть жизни В.И. Баженов провел в Москве, где начинал как живописец. Принципиальное значение в его творчестве имели идеи построения больших городских и усадебных ансамблей. Наиболее характерным элементом подобной постройки является портик здания, увенчанный фронтоном или аттиком и эффектно выделяющий центральную его часть; нижний ярус, часто обработан рустом, в верхних ярусах преобладают гладкие плоскости стен. Произведения мастеров классицизма во многом предопределили масштаб и характер дальнейшей застройки Москвы. Кроме Дома Пашкова (Моховая улица, 20), среди московских произведений Баженова в стиле классицизма – Дом Долгова на проспекте Мира, Дом Юшкова на Мясницкой улице.

Волшебным замком назвал этот дом немецкий путешественник XVIII в. И. Рихтер. Не удивительно: «на Ваганьковском холме, что против Кремля, недалеко от Каменного моста, возвышается белый дом из сказки. Парадный вход в усадьбу - через украшенные лепниной ворота со стороны Староваганьковского переулка. На Моховую улицу смотрит фасад устремленный вверх четырехколонный портик дворца, над ним вазы. Венчает здание беседка–бельведер. Дом кажется ажурным, лёгким, парящим над Москвой. По склону холма перед фасадом за дивной чугунной оградой разбит сад. В нём – два каменных бассейна. Между ними – фонтан, редкие иноземные птицы гуляют на свободе либо пребывают в дорогих клетках». Перед домом и садом любили постоять горожане. Особенно много собиралось здесь московского люда по воскресеньям и праздникам. А какая тут была иллюминация, особенно в праздники и на торжествах! Иногда в саду играли крепостные музыканты. Бывали здесь и театральные представления. Именно в этом доме прусский король Фридрих III благодарил Россию за избавление от Наполеона, булгаковский Воланд прощался с Москвой, а Наташа Ростова встретила Андрея Болконского. Лев Толстой, когда описывал эту сцену, имел в виду именно этот зал.

Сегодня Пашков дом – после реконструкции снова будет служить на пользу Отечеству и благое просвещение. Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой назвал работу по реконструкции здания примером «настоящей реставрации, приспособленной к современным условиям». Здесь разместятся три отдела РГБ: отдел рукописей, нотно–музыкальный и картографический. Помимо этого, самый большой зал решено сделать, культурно-выставочным центром. Впервые увидеть его интерьеры посетители могли и предаукционной выставке «Дома Кристи», Выставка открывалась показом для прессы, в последующие два дня её посетили представители музейного сообщества, учащиеся и студенты художественных школ и ВУЗов. Для читателей библиотеки Дом Пашкова будет открыт в 2008 г. Читальный зал будет расположен в историческом Румянцевском зале, рассчитанном на 110 читательских мест. Его интерьеры с деревянными антресолями, балюстрадами и шкафами–витринами восстановлены по дореволюционным обмерам и эскизам Румянцевского музея. При этом полезные площади основного книгохранилища теперь увеличены в 1,5 раза за счет инженерных решений. Фондохранилища разместятся тут же, в переоборудованном подвале. Рядом с ними, под двором старинной усадьбы, огромный, заново сооруженный подземный комплекс техобслуживания.

На парадной лестнице ещё при открытии своего музея граф Румянцев пожелал видеть барельеф родного отца – генералам–фельдмаршала Петра Румянцева–Задунайского. Над изображением военачальника поместили родовой герб Румянцевых.

Сверкающие залы, мраморные лестницы... Работы по воссозданию паркетных полов исторического значения в залах музея были выполнены компанией «Янтарная Прядь». Воссоздан паркет в «Румянцевском Зале» и дополнительных помещениях. Общий объем за 2006 г. составил около 450 м2. В 2007 г. работы продолжились по «новоделу» паркетных полов объёмом более 3000 м2.

«Паркет. Напольные покрытия», №1, 2008.