Загрузка
0 ед.
Товар добавлен в
корзину
Москва, МО, г. Химки, ул. Репина, 2/27
Показать на карте »
+7 (495) 797 2726

Паркетные тайны: Георгиевский зал меняет пол / МИЦ «Известия» / 17.03.19

Реставрация паркета в Георгиевском зале

Этот зал помнит звук шагов Николая I, улыбку Юрия Гагарина, знаменитый тост Сталина «За великий русский народ» и шляпку королевы Елизаветы II. Почти две сотни лет здесь отмечают самые знаменательные события: именно с Георгиевского зала начинается путь избранного президента на церемонию инаугурации, здесь встречают почетные делегации и произносятся послания Федеральному собранию. О том, сколько пород дерева ушло на изготовление паркета, почему Георгиевский зал хотели, но все-таки не переделали в столовую, чудесах, неслучайных совпадениях и императорском дресс-коде читайте в материале «Известий».

Реставрация Георгеевсикй зал

Еще с порога доносится оркестр совсем не духовых инструментов: стучит киянка, рычит пылесос, шуршит шлифовальная машина… Выравнивают, шпаклюют, новый паркет собирают, как пазл, прижимают скотчем и тут же подбивают. Так масштабно пол в самом большом и одном из самых торжественных залов Кремлевского дворца не меняли уже 170 лет.

«Тамерлану приписывают фразу: «Если ты сомневаешься в нашем величии, взгляни на наши постройки». Вот Георгиевский зал должен был соответствовать идее монархии: торжественный, ничего лишнего. Покрытие – почти ковровое, с необыкновенным рисунком академика Солнцева – должно было совершенно завораживать, – говорит главный архитектор проекта Ольга Галаничева. Ее фронт работ – 1200 кв. м. Кругом белесые фанерные листы, на которые укладывают новое покрытие.

Желтые лилии – из лимонного дерева, окантовка ромба – красное, ближе к сердцевине элемент из черного дерева. Розовый орнамент – из платана, на основной светлый фон взяли бук: со временем он станет твердым, словно камень. Всего использовали больше 20 пород. Некоторые названия, смеются специалисты, вообще непроизносимые и звучат как ругательства. Несколько пород пришлось заменить близкими по цвету и плотности – оригинальная древесина сейчас запрещена к вывозу из страны происхождения.

Схема укладки полов для дома правительства
Схема укладки полов для дома правительства

«Были сняты шаблоны с каждого, буквально с каждого сантиметра старого паркета. Время довольно сильно его попортило: клепка (паркетная дощечка. – Прим. ред.) истончилась, расслоилась, растрескалась. И это далеко не все дефекты», – говорит Ольга Евгеньевна. «От старого покрытия мало что осталось, – кивает технолог Алексей Беломытцев. – Многое было просто нарисовано: рабочий слой полностью стерся, и местами элементы рисовали краской, а после покрывали лаком».

Реставрация Георгеевсикй зал

Все, что осталось от раритетного паркета, сейчас хранится у производителя нового покрытия. Почти все – у стены, между колоннами, можно заметить ценнейший экземпляр 1845 года с клеймом петербургского фабриканта Георга Мюллера. И тут стоит сказать пару слов о мастере, что буквально выстрадал каждый метр своей работы. Итак, август 1843 года. Георг Мюллер выиграл торги на изготовление паркета. Когда конкуренты запросили 175 и даже 200 рублей за квадратную сажень, Мюллер заверил, что сможет сделать работу по цене в 148 рублей. Документы подписаны, сроки обозначены – 2 года и 4 месяца, но тут вмешался злой рок и ушлые дельцы. Прознав о большом заказе, мастера фабрики запросили вдвое больше за работу: это вам не паркет класть в доме у какой-нибудь барыни, для государя-императора стараемся. Продавцы древесины тоже взвинтили цены. Мюллер сдался и попросил увеличить стоимость работ до 165 рублей серебром за квадратную сажень. Но стоило решить проблему с оплатой, как новая напасть: на фабрике вспыхнул пожар. Сгорела и древесина, и сушильня – пришлось потратить кровные на восстановление и просить об отсрочке на пять месяцев.

Схема укладки полов для дома правительства
Схема укладки полов для дома правительства

Георгиевский зал еще называют залом воинской славы. Здесь по обе руки на мраморных панелях золотыми буквами выгравированы имена кавалеров ордена, а также полков, экипажей и батарей, удостоенных Георгиевских знамен. Впрочем, специалисты это определение считают слишком лирико-поэтическим.

«Изначально это была не лирика, а политика, – замечает научный сотрудник Большого Кремлевского дворца Анастасия Павлова. – Еще на этапе проектирования дворца император Николай I решил, что залы дворца будут посвящены орденам, утвержденным в российском государстве. Почему в этом был политический смысл? Николай I считал, что это будет его благодарность тем людям, которые служили Отечеству и были награждены этими орденами. В каждом зале представлены знаки соответствующих орденов – крест, звезда – и цвета обивки: это цвет ленты, на которой носили крест. В Георгиевском зале было решено на стенах записать фамилии награжденных орденом и названия воинских частей и флотских экипажей, дабы прославлять армию, флот, героев».

Схема укладки полов для дома правительства
Схема укладки полов для дома правительства

Церемонию освящения дворца наметили на Пасху 1849 года. Сначала в одном из домовых храмов дворца отслужили пасхальную литургию, затем процессия крестным ходом прошла по всем залам.

«Освящал дворец митрополит Московский Филарет. В этом самом зале он произнес речь и назвал дворец вот так красиво: храмом славы победоносному русскому воинству – чертогом Георгия. Дал лирико-поэтическое определение, которое потом и разошлось». Последняя дореволюционная запись была сделана в 1885 году. Следующая появилась только в 2008 году, после событий в Абхазии и Южной Осетии. Кстати, в зале вы не найдете имен награжденных за поход в Китай в 1900 году или героев русско-японской войны 1904–1905 годов, поэтому в 1990-х годах возникла идея восстановить справедливость и добавить новые имена.

«Табличек еще много, но посчитали, что менять исторический облик в виде дополнительной тысячи человек – места могло бы и не хватить, – объясняет Анастасия Михайловна. – Совсем недавно мы отвечали на письмо, которое было адресовано в администрацию президента, но спустилось к нам, чтобы мы квалифицированно ответили по поводу всех этих надписей. Наверное, можно будет как-то решить вопрос: разместить на стенах или завести отдельные списки, которые будут храниться в зале. Но вообще в облик зала нельзя вносить изменения. По закону».

Это сейчас менять облик запрещено, но были времена, когда часть залов Большого Кремлевского дворца изрядно натерпелась от советской власти. С 1919 года в Андреевском зале проходили собрания и съезды. Вместо тронного места – президиум. Не видно товарищам ничего из-за колонн? Долой колонны!

«Количество народа увеличивалось, пересаживались в следующий зал. Я читала документы: в основном речь шла об удобстве, создать более комфортные условия для проведения собраний, подумали: «А что если мы здесь стену сломаем…» – говорит Анастасия Павлова. И ведь сломали. Но вот Георгиевский зал не тронули. Во-первых, он меньше, чем два других вместе взятых. Во-вторых, где-то нужно было проводить официальные церемонии.

Схема укладки полов для дома правительства
Схема укладки полов для дома правительства

«Все-таки те залы с обилием блеска, позолоты как-то не соответствовали новой идеологии. Георгиевский зал – строгий, элегантный, белый с золотом… Классика. А на стенах фамилии героев: Кутузов, Барклай де Толли… Напоминание о героическом прошлом».

Кстати, говорит Анастасия Павлова, в 1920-е годы подумывали превратить Георгиевский зал в столовую, где можно было кормить толпы товарищей-заседателей. Но в итоге решили вопрос по-другому: соорудили пристройку к дворцу, а в ней – буфет, который в 1993-м снесли.

В 2014 году в Георгиевском зале скрепили подписями исторический документ – договор о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации.

«Какая была церемония! – вспоминает Анастасия Михайловна. – У всех, даже у прожженных политиков, были слезы радости. Стол поставили аккурат под изображением Георгия Победоносца, у двери. Но мало кто знает, а цепкий взгляд журналистов не заметил удивительную деталь: случайно выбранное место оказалось неслучайным.

«Видите вот эти статуи? – Анастасия Михайловна указывает на задрапированные от пыли мраморные фигуры, что венчают колонны. – Они символизировали территории, покоренные русскими войсками, вошедшие в состав империи. Ведь это еще европейская традиция: представлять государство в виде женских фигур, облаченных в античные одежды. Пермь, Вятка, Казань, Астрахань, Сибирь, Малороссия… Земли, которые постепенно входили в состав государства. И статуя, рядом с которой подписывался документ, – Таврия, присоединенная к России в 1783 году, то есть Таврическое царство, Крым».

Позже, говорит Анастасия Михайловна, о совпадении рассказали президенту. Как отреагировал глава государства, загадка. Возможно, поднял указательный палец вверх и произнес: «Во-о-от!»

В 1941 году немецкие бомбардировщики загудели над Москвой. Более 5 тыс. зданий были разрушены или повреждены по всей столице. Только Кремль пережил восемь бомбардировок, когда было сброшено 15 фугасных, две осветительные, 151 зажигательная и одна наливная бомба (200-литровая бочка нефти). На время бомбежки рубиновые звезды погасили, сняли кресты с позолоченных куполов, срочно возводили макеты городских зданий. В ночь на 22 июля, в первую бомбардировку Кремля, одна из первых сброшенных бомб пробила кровлю и свод Георгиевского зала. Удивительно, но фугасная авиационная бомба весом в 250 кг не разорвалась, но раскурочила около четырех квадратных метров паркета – снаряд с аммоналом развалился, образовав бесформенную воронку. Не считая многочисленных следов от каблуков, это был единственный случай, когда паркету был нанесен серьезный ущерб. Историки иначе как чудом произошедшее не называют. И кто знает, может, сам святой Георгий Победоносец уберег дворец от катастрофы.

Кстати, уже на чердаке Большого Кремлевского дворца нашли еще одну бомбу, зажигательную. Снаряд весом в 1 кг тоже каким-то чудом не разорвался.

Пока мастера зачищают фанерную основу, невозможно оторвать глаз от огромных люстр, что гроздьями свисают с потолка. Электрические, убранные в специальные чехлы – когда-то их венчали сотни свечей и прилагалась сетка. А как же: воск плавится, а тут богатый паркет и нарядные дамы – вдруг упадет горячая капля на оголенное плечо или, не дай бог, угодит в декольте.

«Обычно дамы ходили в вырезных платьях (с открытыми плечами. – Прим. ред.). Причем нельзя было что-то накинуть на себя, не получив разрешения императора, – рассказывает Анастасия. – Вид платья был строго утвержден, а не кто во что горазд. Одна из фрейлин, пожилая дама, боялась простудиться. И она спрашивала разрешение у государя-императора, можно ли надеть пелеринку или накидку. Все это оговаривалось». «Не то что император – даже последний камер-лакей его бы не подпустил. Обслуга была воспитанной, понимала, какие существуют правила при дворе, правила воспитания в семье. Из воспоминаний великого князя Александра Михайловича (Сандро). Тифлис. За столом сидит вся семья, и его младшего брата кто-то спросил: «А кем ты хочешь стать?» На что этот ребенок, уже великий князь, ответил: «А я хочу стать художником-пейзажистом». Все сидящие за столом посмотрели на него с таким презрением, и даже лакей, который разносил мороженое, оставил его без сладкого».

Почему нельзя было отремонтировать паркет частично – практикуют же в стране ямочный ремонт? Там подлатали, здесь подкрасили – и еще лет двести прослужит.

«Можно что-то зашить ветхое, заштопать, но в другом месте все равно порвется, – говорит Анастасия Михайловна. – Это лишние деньги. Если уж делать, то сразу хорошо, если есть такая возможность».

И вот пример. В 1968 году Георгиевский зал закрыли на масштабный ремонт: почти год его приводили в порядок и заменили около 30% покрытия. Увы, сроки были сжатые, так что идеального вида паркета добиться не получилось.

«Реставраторы были вынуждены отказаться от циклевки паркета вручную, применили паркетно-шлифовальные машины, от которых появились круги и царапины. Начали покрывать лаком, а он оказался с истекшим сроком годности. Это не сплетни, есть реальный отчет о реставрационных работах, – говорит Анастасия Павлова. – Лак загустел, образовались наплывы и потеки. Только в 1999 году поверхность пола очистили от этого лака, нанесли другой, но все равно как не покрывай, а старое есть старое».

По словам Анастасии Михайловны, исторический паркет можно было бы сохранить, но в одном случае – законсервировать и показывать зал от двери. «Но это же дворец, а не экспозиционное помещение: огромное количество мероприятий, гостей, – объясняет специалист. – Либо статус дворца менять, либо менять паркет. Третьего не дано». Обновленный паркет опробуют уже совсем скоро – 9 мая.